Общественный договор в Беларуси - тест на выживаемость.

Общественный договор в Беларуси - тест на выживаемость. Общественный договор в широком смысле - это своего рода добровольное соглашение между теми, кем управляют и теми, кто управляет на основании определенного набора правил; при этом часть полномочий и суверенитета переходит от управляемых к управляющим в обмен на определенные жизненные ценности, блага или услуги. Ситуация последних двух десятилетий в Беларуси очевидно показывает, что такой социальный контракт установлен и более-менее успешно функционирует; об этом свидетельствует стабильность актуальной власти в стране с достаточно высокой электоральной поддержкой, отсутствие выраженных социальных или иных конфликтов с минимальным использование силы со стороны государства, незначительным влиянием оппозиции на общественно политическую обстановку.

Причины данного явления видятся в том, что в начале 90-ых годов БССР была самой советской из всех социалистических республик бывшего СССР, за одно поколение шагнувшего из аграрного в индустриальное общество, получившая значительные инвестиции в экономический и инфраструктуральный сектора, ставшая одновременно и "сборочным цехом страны" и показательной "визитной карточкой" СССР для внешнего мира.

Наряду с этими явлениями лидерский генофонд белорусской прото-нации за последние несколько веков был выхолощен многочисленными войнами, репрессиями, переселениями, что во многом способствовало формированию пресловутой белорусской толерантности и патерналистических настроений у выживших и оставшихся в стране. Трагизм ситуации заключается в том, что белорусам не хватило всего одного поколения чтобы сформироваться в качестве полноценной нации, обладающим выраженным национальным сознанием; даже национальный суверенитет в 1990 году был получен белорусами практически "нахаляву".

Электоральные предпочтения белорусов в целом соответствуют патерналистическому настрою большинства граждан страны, и направлены на удовлетворение "физиологических" или "низших" человеческих потребностей (если следовать их условной классификации согласно теории А. Маслоу) в ущерб иным, социально значимых, традиционно считающимися "высшими".

Если исследовать программные и иные неформальные доминанты, используемых командой (вернее - командами) А. Лукашенко с 1994 по 2013 года, то нетрудно провести четкую демаркацию в направленности его на удовлетворения социального заказа со стороны низших потребностей белорусских избирателей в ущерб потребностям высшим.

Для справки: низшими потребностями являются: 1) физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение); 2) потребности в безопасности и защищенности; 3) потребность в принадлежности и любви; 4) потребность в принадлежности и уважении. Именно на их удовлетворение за счет соответствующей государственной социальной политики и направлена основная активность созданного в стране "государства для народа". Высшие потребности: 1) потребность в познании и умении; 2) эстетическая в гармонии и красота; 3) самореализация и самоутверждение - скорее всего, отданы на откуп одного человека, являющегося руководителем белорусского государства, и очень узкому кругу лиц, реализующими эти потребности исходя из собственных интеллектуальных и духовных установок и препятствующих спонтанным проявлениям реализации этих потребностей со стороны формирующегося гражданского общества Беларуси.

В представлении белорусских правителей, идеальный белорус должен быть накормлен (прожиточный минимум в 1 026 тыс. на душу населения и средняя зарплата в 5 547 тыс. рублей по состоянию на август 2013 года, и средняя пенсия в 2 122,3 тыс. рублей по состоянию на июнь 2013 года это позволяет), обут-одет ( см. предыдущий пункт и растущую по стране сеть сэкон-хэндов), в праздники - слегка пьян (цены на алкоголь у нас уже ниже, чем в РФ), защищен (более 200 тысяч сотрудников МВД и иных силовых структур оберегают его покой), любим и уважаем со стороны начальства (если послушать высшее должностное лицо государства, то простой белорус более уважаем и любим "батькой", чем его собственные дети и все высокопоставленные чиновники вместе взятые, которых периодически ругают, увольняют или грозятся посадить).

Уровень доходов подавляющего большинства населения Беларуси достаточен исключительно для удовлетворения базовых человеческих потребностей: питание, оплата жилья, приобретение недорогого транспорта, путешествий внутри страны, минимальных развлечений при компенсации недополученного за счет государственной социальной политики.

Общественный договор, который негласно заключил А. Лукашенко с белорусским народом, звучит следующим образом: занимайтесь чем угодно: работайте (или не работайте), торгуйте, занимайтесь производством, учитесь, путешествуйте, творите (по утвержденным правительством стандартам), занимайтесь общественной деятельностью (согласно прилагаемому списку "правильных" общественных организаций), можно даже приворовывать по мелочам, ТОЛЬКО НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ ПОЛИТИКОЙ!!!

Беларусы, принимающие условия данного договора, являются бенефициариями и получают бонусы в виде легкого доступа к информации в виде Белорусского Телевидения и иных аналогичных информационных матриц и удовлетворении эстетических потребностей (подцензурной и подотчетной государству) и потребности в "принадлежности к самому лучшему в мире государству". Можно даже самореализоваться - в государственных системах образования, здравоохранения, даже государственного управления; главное быть лояльным к действующей системе и играть по существующим правилам. Несогласные оппозиционеры достаточно быстро элиминируются с имеющегося поля путем административного давления (как правило, сопровождающегося потерей работы), уголовного преследования по надуманным экономическим или, напрямую, по политическим мотивам, и вынуждены переходить в разряд "непримиримых - профессиональных "борцов с режимом", или уходить во внутреннюю эмиграцию по принципу "моя хата с краю", или попросту - эмигрировать из страны. Но несогласных, к тому же - активно несогласных, явное меньшинство. Социальных консерваторов в настоящее время явно больше, чем сторонников перемен.

Как же сформировался существующий в Беларуси общественный договор? Представьте себе 1994 год, выборы Первого президента Беларуси. Старая советская идеология в кризисе и почти под запретом, разрыв всех экономических связей приводит к остановке производств, кризис государственной власти вызывает коррупцию и минимизацию социальной защищенности, кругом бардак, все продается и покупается. И вдруг: появляется новый, сильный, харизматичный лидер, не боящийся бросить перчатку правительству и грозящегося побороть коррупцию, запустить заводы, и вообще "Отвести страну от пропасти". При этом он беспартийный, не рассматривает дискуссионный национальный вопрос как первостепенный, не испачкан исполнительной властью. В тот момент голоса в избирательных комиссиях считают честно - и А. Лукашенко становится первым всенародно избранным президентом Беларуси с рейтингом 80,1%. Это и победа, и кредит доверия народа, разочарованного в демократии, ностальгирующего по "сильной руке", воспитанного в советских традициях подчинения вождям, накладывающихся на "восточную" ментальность уважения традиций сатрапий и царизма.

В 1995, чтобы закрепить успех, на пике популярности А. Лукашенко успешно выигрывает референдум, в результате в стране восстанавливается с незначительными изменениями государственный флаг и герб БССР с привилегированным статусом русского языка, поддерживается курс на интеграцию с РФ и получается право на роспуск парламента. При этом в обмен на эфемерные обещания интеграции с РФ А. Лукашенко получает вполне реальный доступ к дешевым российским энергоносителям, которые использует для укрепления своего положения внутри страны, в том числе получая ресурсы для реализации социальных программ. По оценкам экспертов объем российской помощи Беларуси составляет только с 1995 по 2005 гг. около 50 млрд. долларов США, а у населения возникает иллюзия реставрации Советского Союза в отдельно взятой республике

Предвыборная программа А. Лукашенко на выборах 2001 года делала упор на: 1) поддержке сельского хозяйства; 2) росту объемов промышленного производства; 3) увеличению размеров социальных пособий; 4) укреплению суверенитета и независимости страны. Вместе с тем акценты были сделаны на необходимости внутриполитической стабильности и консолидации общества, энергетической безопасности, защите прав граждан, прямому диалогу с обществом путем референдумов и работы Всебелорусского собрания, свободе вероисповедания, слова и равенства языков при увеличения средней зарплаты до 250 долларов в месяц. К слову сказать, большинство пунктов как первой, так и второй президентских программ Первого президента Беларуси были выполнены, что сохранило достаточно высокий процент доверия общества и дало А. Лукашенко почти 60% поддержку по данным независимых социологических исследований на выборах 2001 года и 56% во время референдума о снятии ограничений с президентских сроков в 2004 году.

Предвыборная программа А. Лукашенко в 2006 году носила название "Государство для народа" призывала "не скатиться в пропасть социальных потрясений", предусматривало повышение качества жизни белорусского народа до западноевропейского, увеличение ВВП на 50%, обеспечению молодых семей жильем. По данным НИЭСЭПИ реальная электоральная поддержка А. Лукашенко в этот период составляла 51,1%.

В 2010 году был объявлен государственный курс на либерализацию, девизом же А. Лукашенко стали слова "Вместе мы способны на большее!". Акцент делался на фактических достижениях: построили свое государство, защитили страну от разграбления, выстояли в мировой кризис, сохранили село, раскрепостили деловую инициативу, добились полной занятости населения, сотни тысяч семей обеспечили жильем, сохранили и развили бесплатную медицину и образование, в 7 раз уменьшили процент малообеспеченных. Вместе с тем планировалось укрепить нацию, стать богаче - выйти на среднюю зарплату в 500 долларов, усилить соцзащиту, укрепить национальную валюту и темпы строительства жилья, развить свободу инициатив, совершенствовать власть, сохранить мир и согласие в обществе. К удивлению многих, подавляющее количество предвыборных обещаний А. Лукашенко становится явью. Несмотря на это реальная поддержка А. Лукашенко на выборах 2010 года по разным независимым оценкам составляла от 35% до 46%, в противовес официальным 79,65%. После этих выборов была произведена значительная "зачистка" белорусского политического поля, которое стало напоминать после этого "выжженную землю".

Среди Указов, Декретов и Директив Президента особенной социальной направленностью отличаются Указ № 85 от 14.04.200 "О предоставлении гражданам льготных кредитах и одноразовых субсидий на строительство ( реконструкцию) или приобретение жилья", согласно которому сотни тысяч белорусов улучшили свои жилищные условия; Указ № 200 от 26.04.2010 "Об административных процедурах, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан", вводящими принцип "Одного окна"; Директива № 4 от 31.12.2010 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в РБ ", облегчающими жизнь предпринимателей, и многие иные.

Как мы видим, за словами действующего белорусского лидера зачастую стоят конкретные, востребованные обществом, дела, что предполагает достаточно высокую степень доверия. В настоящий момент социально удовлетворенными могут чувствовать себя следующие категории граждан:

​ Дети и подростки - наличие мест в детских садах; бесплатное среднее, частично высшее образование, наличие социальных пособий и льготного жилищного кредитования, контроль цен на социально значимые товары, относительная безопасность улиц за счет работы МВД.

​ Молодёжь - достаточное количество школ, ПТУ и ВУЗов, минимальные сборы и поборы, низкая коррупционная составляющая, сравнимый с российским уровень преподавания, доступность развлечений.

​ Молодые специалисты: обеспечение льготного жилья, гарантированное трудоустройство, трудовые контракты, возможность выезда за рубеж.

​ Рабочие и служащие - сохранение рабочих мест за счет запрета ликвидации убыточных производств, гарантированное получение стабильной заработной платы, соответствующих прожиточному минимуму, жилищные кредиты.

​ Пенсионеры стабильная высокая пенсия, наличие социальных льгот и возможностей подработки.

​ Работники сельского хозяйства - наличие льготного жилищного кредитования, поддержки молодых специалистов, сохранение госзакупок, господдержка агрохолдингов и наличие дотаций.

​ Предприниматели: адекватная налоговая нагрузка, минимизация коррупционной составляющей, отсутствие организованной преступности, адекватная работа правоохранителей.

​ Государственные и муниципальные служащие, сотрудники МВД, силовых ведомств и армии - социальная поддержка государства, льготное жилищное кредитование, престиж работы и высокая пенсия.

Как мы видим, круг участия социального партнерства между белорусским государством и обществом достаточно широк, недовольных в процентном отношении в настоящий момент значительно меньше, чем довольных.

Тем не менее, сложившийся общественный договор между белорусским обществом и правительством является достаточно рискованным и имеет несколько тонких мест:

1.​ Снижение объема финансирования социальной сферы за счет снижения доходов государства вследствие приватизации "флагманов" белорусской экономики ("Беларускалий", Мозырский и Новополцкий НПЗ и другие).

2.​ Снижение объема финансирования социальной сферы вследствие отсутствия модернизации производств и снижение конкурентоспособности белорусских товаров.

3.​ Перераспределения финансирования с социальной сферы в иные ввиду высокая стоимость содержания государственного аппарата и необходимости "покупать" его лояльность.

4.​ Появление новых лоббистов в распределении бюджетных средств вследствие экспансии российского капитала, вынужденного инвестировать в защиту своих интересов в ущерб социальной сфере.

5.​ Развитие и доступность современных средств коммуникации увеличит социальные запросы белорусов вследствие их интеграции в глобальное информационное пространство.

6.​ Увеличение уровня доходов и качества жизни белорусов вызовет рост стремлений граждан к бесцензурному со стороны государства самовыражению и самореализации.

7.​ Европеизация Украины и России с повышением качества жизни вызовет необходимость правительства Беларуси провести соответствующие реформы и осуществить Европейский выбор.

8.​ Развитие частного сектора и укрепление среднего класса снизит зависимость части общества от государства и пересмотр условий обоюдного социального контракта.

9.​ Наличие значительных государственных активов в условиях ослабления личной власти А. Лукашенко вызовет желание у части номенклатуры принять участие в приватизации, конкуренцию между"рыночниками" и "государственниками" с очевидным пересмотром существующего договора.

10.​ Гражданское неповиновение или массовые протесты населения вследствие "эмоциональной усталости" от А. Лукашенко при наличии альтернативной идеи или нового харизматичного лидера.

Возможные сценарии дальнейшего развития событий.

"Медленный кипяток" - постепенный поэтапный отказ от части тех или иных социальных услуг вызовет "ворчание" у наименее социально защищенных слоев без активного действия с постепенной консервацией проблем в условиях стагнации общества и прогрессирующим снижением рейтинга действующей власти, но с сохранением "статус-кво". Такой сценарий может реализовываться в течение десятилетия и выше.

"Революционный пересмотр" резко возникший недостаток ресурсов вызовет у правительства необходимость к радикальному пересмотру финансирования социальных программ, что затронет интересы значительной части белорусского общества, вызовет резкое снижение качества жизни и резкий рост социального недовольства, приводящий к формированию нового общественного договора или смене режима. Срок реализации такого сценария 2-3 года после его запуска.

"Поворот к Западу" предполагает резкое изменение курса в стороны прозападного по образцу Украины вызовет конфликт с Россией с одной стороны, и потенциальную поддержку со стороны Евросоюза с другой, проявляющейся в торговых преференциях, инвестиций в инфраструктуру и модернизацию при сохранении действующего режима и существующих социальных программ, то есть существующего общественного договора. Данный сценарий может быть реализован в течение 5 лет, но носит временный характер, так как все равно приведет к трансформации и смене режима.

"Поворот к России" предполагает активное вхождение в Беларусь российских олигархических ФПГ с проведением "дикой приватизации" и переделу собственности, росту коррупции и преступности, появлению лоббистких групп, что приведет первоначально к сохранению в течение короткого периода финансирования социальной сферы с его прогнозируемым последующим снижением до российского уровня, снижением уровня общественной безопасности, приводящими к формированию системы государственного капитализма по российскому образцу с перспективой вхождения в РФ в качестве субъекта. Данный сценарий может быть реализован в течение 3-5 лет и возможен как при смене действующего руководства РБ так и при его участии.

"Внутриэлитарный конфликт" возможен при снижении дееспособности действующего главы беларуского государства и может предполагать реализацию различных из вышеизложенных сценариев в полном или частичном виде. В любом случае, гарантировано снижение финансирования социальной сферы и пересмотр условий общественного договора. Возможно появление конкурентной демократии, но в целом по предсказуемости развития событий этот сценарий близок к ситуации в Беларуси в середине 90-ых годов.

Продолжение курса "Вместе мы способны на большее" предполагает постепенную продажу госактивов, привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику с модернизацией её, дальнейшее финансирование социальной инфраструктуры с сохранением существующего режима при частичной модернизации его, высоких стандартов жизни и действующего общественного договора. При благоприятной внешнеполитической обстановке данный сценарий может реализовываться в течение 10-15 лет.

Как мы видим, актуальный общественный договор между белорусским обществом и правительством за почти 20 лет доказал свою высокую "живучесть", выполняя социальный заказ, сохраняя стабильность в обществе и консолидируя его, что делает его авторов и исполнителей достойными уважения. Однако, он имеет очевидные "острые углы", обходить которые белорусскому правительству до сих пор удавалось. Реализация одного из предложенных сценариев развития обуславливается в первую очередь экономической составляющей деятельности белорусского режима и зависит качества принимаемых решений.

Изменить существующую ситуацию в Беларуси в сторону пересмотра действующего общественного договора без серьезных политических и финансовых усилий извне не представляется возможным. Однако, имеющихся в стране финансовых ресурсов для содержания имеющейся социальной сферы, даже при условии систематической продажи госактивов, явно недостаточно; данное обстоятельство с течением времени неизбежно приведет к необходимости пересмотра действующего социального контракта.

Червоненко Владимир Борисович,
член Совета директоров АНО Центр ПРИСП


Статья была опубликована The Eastern Europe Studies Centre (EESC, Lithuania, Vilnius) в издании "Belarus Info Letter "BELL": http://www.eesc.lt/uploads/news/id657/Bell%20Nr%209.pdf

ФОТО с сайта rbc.ru

Категория: Новости » Новости Центра ПРИСП


Закладки в социальных сетях:

ЦЕНТРУ ПРИСП 11 ЛЕТ!

Центр прикладных исследований и программ (Центр «ПРИСП») неправительственная некоммерческая консалтинговая и аналитическая организация. Центр существует с 1996 года. В 1996-2002 годах как подразделение Межрегиональной общественной организации Институт современной политики. С 2002 года действует как самостоятельное юридическое лицо.

           директор Центра ПРИСП
Сергей РУМЯНЦЕВ



Уважаемые коллеги! На нашем сайте мы размещаем лишь наши корпоративные материалы. Безусловно, они тоже интересны. Однако всё, что касается свежих новостей в сфере избирательных процессов, Вы найдете на информационном портале «ВЫБОР НАРОДА» www.vybor-naroda.org