РЕФОРМА МСУ И УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА. ВОПРОСЫ СТАРЫЕ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

РЕФОРМА МСУ И УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА. ВОПРОСЫ СТАРЫЕ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? В настоящее время на российской политической сцене разыгрывается несколько основных сюжетов. Затронем лишь два из них: выполнение майских (2012 года) Указов Президента РФ и реформа местного самоуправления.

Одним из Указов Президента, подписанных В.Путиным 7 мая 2012, был Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В этом президентском Указе в ходе подготовки данного материала нас интересует лишь тема местного самоуправления, которой в Указе было уделено немалое внимание.

Пунктом «з» статьи 2 этого Указа Правительству Российской Федерации поручалось до 1 сентября 2012 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий расширение перечня выборных муниципальных должностей. Естественно, это лишь один из пунктов Указа; что-то было выполнено, что-то нет, ведь в нём поручалось обеспечить реализацию большого количества мероприятий, прописывалось расширение списка выборных муниципальных должностей. Вот, например, одно из таких поручений: «до 1 сентября 2012 г. представить в установленном порядке предложения по разработке новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти Российской Федерации, предусматривающие: отказ от формирования таких советов органами государственной власти Российской Федерации самостоятельно и обязательное участие общественных палат в их формировании;…обязательное участие в деятельности общественных советов независимых от органов государственной власти Российской Федерации экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций…» >>> : в полном объёме оно выполнено не было, о чём на Конференции Общероссийского народного фронта и было доложено Президенту. Впрочем, не об этом речь.

Итак, пункт «з» статьи 2 данного Указа. Президентом предлагается расширить перечень выборных должностей на муниципальном уровне. Правительство России выполнило это указание (уж насколько качественно и не формально, это не тема нашего материала) и 31 августа 2012 года внесло в Государственную Думу РФ соответствующий законопроект за номером 133727-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением перечня выборных муниципальных должностей». Однако, в ходе предусмотренных предварительных процедур и, в конечном итоге, по предложению профильного Комитета Думы, решением Совета Государственной Думы от 22.10.2012 рассмотрение данного законопроекта было предложено перенести «на более поздний срок». (Протокол Заседания №54, п.11).

Вот как-то в этом вопросе не срослось у Правительства с Госдумой. Кто виноват? Вроде и Правовое Управление Администрации Президента дало своё заключение Комитету Госдумы в соответствии с поручением Совета Государственной Думы от 17.09.2012 г. (протокол № 45, пункт 46). А вот отложили рассмотрение Законопроекта - и в результате Указ Президента не выполнен, - как минимум, в части касающейся этого пункта.

В Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года Президент говорит: «… считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.» >>> . И сразу последовало, что называется, активное творчество масс. Стали предлагаться различные формы реорганизации МСУ, иногда просто взаимоисключающие друг друга, а порой и не имеющие ничего общего с развитием участия граждан и общественных структур в жизни самого общества.

Между тем, на своей пресс-конференции 19 декабря 2013 года Президент В.Путин, в частности, говорит, что мэров нужно выбирать >>> :

ВОПРОС: Здравствуйте! «Четвёртый канал», Екатеринбург.
Владимир Владимирович, Вы в своём Послании Федеральному Собранию заявили о необходимости реформирования муниципальной реформы, но не дали никаких инструкций. И сейчас различные фонды, организации говорят и предлагают различные варианты, вплоть до отмены выборов мэров. Хочу спросить у Вас: всё-таки мэров назначать или выбирать, или вообще отменять?
В.ПУТИН: Мэров, конечно, только выбирать.
Мы члены Европейской хартии. Но дело даже не только в этом. Дело в том, что муниципальный уровень – это самый близкий уровень власти к людям, к народу. И поэтому, конечно, это должны быть такие люди, руководители муниципалитетов должны быть такими людьми, которых граждане знают лично и могут к ним прийти, поговорить, обсудить, высказать свою позицию по развитию своего посёлка или города. И иметь возможность добиваться реализации этой позиции. Кстати, совсем необязательно на улицы выходить. Но нужно прямое общение граждан с руководителями муниципалитетов. Это чрезвычайно важно.


Но, наряду с прочим, - и на наш взгляд это очень важно, - Президент говорит: «…Но я специально не стал предлагать каких-то решений, наоборот, я обратился как раз к муниципальным объединениям, с тем чтобы они сами в диалоге с руководителями регионов предложили эти решения, конечно, и вместе с Правительством Российской Федерации, и с Государственной Думой. Затягивать их просто уже некуда. Вот почему я обратил на это внимание.
Я и сейчас не хочу высказывать своё мнение, потому что опасаюсь, что тогда оно будет считаться окончательным и помешает свободной дискуссии. Я хотел бы, чтобы люди поговорили об этом открыто и высказали свои аргументы за или против определённых решений.»


Что из этого следует? Нам кажется, что Президент обращается к каждому из нас: люди, давайте активно участвовать в своей жизни.

Что происходит на деле? Создаются разные комиссии и комитеты. В СМИ проходит информация, что из регионов, в эти комиссии поступают различные предложения, но в основном касающиеся сокращения полномочий местных органов самоуправления и сокращения самих выборных должностей (Например: >>>). Президент предлагает расширить круг выбираемых должностных лиц, а уж мэров точно выбирать, но с мест докладывают совершенно иное. Кому такой подход нужен, нам, гражданам, или разным начальничкам и начальникам, сидящим в «тёплых креслах»?

С другой стороны, многих из этих «начальников» мы сами избираем, или же их назначают выбираемые нами. И кто виноват?
Впрочем, помимо выборов ещё есть проблема наполнения местного бюджета (Президент об этом тоже говорил), но ведь и её можно решать по-разному. Выясняется, что даже ЖКХ может быть прибыльным, а не вечно убыточным.
Что делать? Активнее включаться в развитие страны, пусть даже, для начала, начиная с малого. ТСЖ, общественные советы и комитеты, фермерские хозяйства (это не просто форма бизнеса, это и форма активной жизненной позиции) и многое другое. Выборы, в конце концов! Но не голосование по принуждению или, наоборот – из-за противоречия, а осознанное и активное участие в выборах, именно с гражданской позицией.
Давайте посмотрим, как говорили древние: «Cui prodest? – Кому выгодно?», исходя из этого, сделаем выводы и поступим в соответствии с выгодой граждан и нашей Родины – то есть всех нас.
Какое это имеет отношение к теме статьи? Так ведь речь идёт о Местном САМОУПРАВЛЕНИИ.

Категория: Новости » Новости Центра ПРИСП


Закладки в социальных сетях:

ЦЕНТРУ ПРИСП 11 ЛЕТ!

Центр прикладных исследований и программ (Центр «ПРИСП») неправительственная некоммерческая консалтинговая и аналитическая организация. Центр существует с 1996 года. В 1996-2002 годах как подразделение Межрегиональной общественной организации Институт современной политики. С 2002 года действует как самостоятельное юридическое лицо.

           директор Центра ПРИСП
Сергей РУМЯНЦЕВ



Уважаемые коллеги! На нашем сайте мы размещаем лишь наши корпоративные материалы. Безусловно, они тоже интересны. Однако всё, что касается свежих новостей в сфере избирательных процессов, Вы найдете на информационном портале «ВЫБОР НАРОДА» www.vybor-naroda.org