Наблюдение за выборами должно быть независимым. 12 февраля эксперты обсудили проблему общественного наблюдения на выборах
В дискуссии приняли участие российские и зарубежные эксперты в области избирательного права, члены и сотрудники ЦИК РФ, представители политических партий и общественных организаций.
В обсуждении вопроса общественного наблюдения за выборами принял участие Директор Центра ПРИСП Сергей Румянцев.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что на современном этапе развития избирательного процесса в России вопрос об общественном наблюдении стоит очень остро. Так, в качестве примера был приведен недавний опыт проведения голосования на выборах депутатов Государственной Думы в декабре 2011 года, когда фактическое отсутствие реальных представителей общественности на избирательных участках привело к весьма противоречивому освещению в СМИ ситуации на выборах, что, в свою очередь, вылилось в массовое недовольство результатами голосования, привело к стихийному уличному протесту граждан.
С.Румянцев, в частности, высказал мнение, что, к сожалению, тот институт наблюдателей, который сложился на настоящий момент, имеет самое малое отношение к наблюдению общественности: в большинстве своем наблюдатели представляют собой оплаченных "работников", нанятых теми или иными участниками конкретной избирательной кампании; очевидно, что основная задача таких наблюдателей заключается не в объективной оценке ситуации на избирательном участке, а зачастую сводится либо к целенаправленному срыву работы избирательной комиссии, либо, наоборот, к отстаиванию любой ценой результатов голосования за побеждающего кандидата. И речь идет не столько об отсутствии должного законодательного регулирования (здесь участники круглого стола признали, что как раз в действующем российском законодательстве институт наблюдения прописан очень детально), сколько в невероятно низкой правовой и, к сожалению, политической культуре общества. Директор Центра ПРИСП предложил задуматься как раз над данным аспектом этого вопроса: государственным и общественным структурам необходимо продумать очень взвешенную политику в области развития гражданского правосознания современного общества - как бы трудна ни казалась данная задача.
Очевидно, что решение задачи общественного независимого наблюдения относится к категории неоднопорядковых вопросов: какого-то единого "рецепта" здесь, видимо, не существует.
Эксперты согласились с мнением, озвученным директором Европейского центра геополитического анализа Матеуша Пискорского, о том, что роль общественного наблюдателя во многом является даже более значимой, нежели аналогичная роль наблюдателя международного, поскольку именно общественный наблюдатель в большой степени ответственен перед избирателем-соотечественником.
Думается, что при обсуждении института независимого наблюдения нам потребуется комплексный подход, предусматривающий вовлечение в процесс как международных, так и по-настоящему независимых общественных наблюдателей. В этой связи заслуживающим осмысления является мнение члена ЦИК РФ Дубровиной Е.П., развитое участниками дискуссии, о том, что можно законодательно распределить компетенции членов комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей, позволив первых назначать политическим партиям и кандидатам, а вторых набирать из представителей общественности.
В любом случае необходимо признать, что тема независимого наблюдения является весьма актуальной и требующей самого серьезного отношения как со стороны государства, так и со стороны общества.
В противном случае, если мы не осознаем эту серьезность и не примем действенных мер к решению данного вопроса, мы будем обречены после каждого дня голосования становиться свидетелями зачастую вполне справедливых протестных акций со стороны граждан, не имеющих объективного представления о том, что происходит при определении результатов голосования.
А ведь это бесспорно важно, если мы все же настроены на создание в стране подлинно гражданского общества.
Категория: Новости » Новости Центра ПРИСП